1-11 класс
  • 1-11 класс
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
Выберите класс
Предметы
ГДЗ по Алгебре 10-11 Класс Учебник 📕 Алимов — Все Части
Алгебра
10-11 класс учебник Алимов
10 класс
Тип
ГДЗ, Решебник.
Автор
Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева.
Год
2015-2024.
Издательство
Просвещение.
Описание

ГДЗ по Алгебре 10-11 Класс Номер 406 Алимов — Подробные Ответы

Задача

Решить неравенство

1logax1+1logax2+1<32

Краткий ответ:

Решить неравенство:

1logax1+1logax2+1<32;1logax1+12logax+1<32;

Пусть y=logax, тогда:

1y1+12y+1<32;2y+1+y1+32<0;3y2+3(y1)(2y+1)2(y1)(2y+1)<0;6y+6y2+3y6y32(y1)(2y+1)<0;6y2+3y32(y1)(2y+1)<0;3(2y2+y1)2(y1)(2y+1)<0;

Разложим многочлен в числителе на множители:

2y2+y1=0;D=12+42=1+8=9,тогда:y1=1322=44=1;y2=1+322=24=0.5;(y+1)(y0.5)=0;

Получим неравенство:

(y+1)(y0.5)(y1)(2y+1)<0;(y+1)(y+0.5)(y0.5)(y1)<0;1<y<0.5 и 0.5<y<1;

Первое значение:

1<logax<12;logaa1<logax<logaa12;

Если 0<a<1, тогда:

a12<x<a1;1a<x<1a;

Если a>1, тогда:

a1<x<a12;1a<x<1a;

Второе значение:

12<logax<1;logaa12<logax<logaa1;

Если 0<a<1, тогда:

a1<x<a12;a<x<a;

Если a>1, тогда:

a12<x<a1;a<x<a;

Ответ: если 0<a<1, тогда 1a<x<1a и a<x<a;

если a>1, тогда 1a<x<1a и a<x<a.

Подробный ответ:

Дано неравенство:

1logax1+1logax2+1<32;

Шаг 1. Область определения

Прежде чем приступать к решению, нужно определить область определения переменной x, при которой все выражения в неравенстве имеют смысл.

  • Логарифмы logax и logax2 определены при x>0.
  • Знаменатели не должны равняться нулю:

logax10    logax1;logax2+10    logax21.

Условие logax1 значит

xa1=a;

условие logax21 значит

x2a1    x±a12.

Но так как x>0, то исключаем из области определения

xa12.

Шаг 2. Замена переменной

Обозначим

y=logax.

Тогда

logax2=2logax=2y.

Подставляем в исходное неравенство:

1y1+12y+1<32.

Шаг 3. Приводим левую часть к общему знаменателю

Левая часть — сумма двух дробей:

1y1+12y+1.

Общий знаменатель:

(y1)(2y+1).

Тогда

2y+1(y1)(2y+1)+y1(y1)(2y+1)=(2y+1)+(y1)(y1)(2y+1)=3y(y1)(2y+1).

Шаг 4. Переписываем неравенство

Имеем:

3y(y1)(2y+1)<32.

Шаг 5. Приводим неравенство к одному знаменателю

Переносим правую часть влево, приводим к общему знаменателю:

3y(y1)(2y+1)+32<0.

Приведём второе слагаемое к общему знаменателю:

32=3(y1)(2y+1)2(y1)(2y+1).

Тогда неравенство:

3y(y1)(2y+1)+3(y1)(2y+1)2(y1)(2y+1)<0.

Шаг 6. Сложим числители

Общий знаменатель:

2(y1)(2y+1).

Числитель:

23y+3(y1)(2y+1)=6y+3(y1)(2y+1).

Шаг 7. Раскроем скобки в числителе

(y1)(2y+1)=2y2+y2y1=2y2y1.

Подставим:

6y+3(2y2y1)=6y+6y23y3=6y2+3y3.

Шаг 8. Итоговое неравенство

6y2+3y32(y1)(2y+1)<0.

Можно вынести общий множитель в числителе:

3(2y2+y1)2(y1)(2y+1)<0.

Шаг 9. Решаем квадратный многочлен в числителе

Решим уравнение:

2y2+y1=0.

Дискриминант:

D=1242(1)=1+8=9.

Корни:

y1=1322=44=1,y2=1+322=24=0.5.

Разложение:

2y2+y1=2(y+1)(y0.5).

Шаг 10. Запишем все множители

Обозначим знаменатель:

(y1)(2y+1).

Рассмотрим все корни:

  • y=1 (числитель);
  • y=0.5 (числитель);
  • y=1 (знаменатель);
  • 2y+1=0    y=12 (знаменатель).

Шаг 11. Распишем знак неравенства

Итоговое неравенство:

32(y+1)(y0.5)2(y1)(2y+1)<0,

или

(y+1)(y0.5)(y1)(2y+1)<0.

Шаг 12. Разбиваем числовую ось на интервалы по корням:

1,12=0.5,0.5,1.

Шаг 13. Проверяем знак выражения на каждом интервале

  • Для y<1, выберем y=2:

(y+1)<0,(y0.5)<0,(y1)<0,(2y+1)<0.

Числитель: отрицательное × отрицательное = положительное;

Знаменатель: отрицательное × отрицательное = положительное;

Дробь >0.

  • На интервале (1,0.5), возьмем y=0.75:

(y+1)>0,(y0.5)<0,(y1)<0,(2y+1)>0.

Числитель: положительное × отрицательное = отрицательное;

Знаменатель: отрицательное × положительное = отрицательное;

Дробь: отрицательное / отрицательное = положительное.

  • На интервале (0.5,0.5), возьмем y=0:

(y+1)>0,(y0.5)<0,(y1)<0,(2y+1)>0.

Числитель: положительное × отрицательное = отрицательное;

Знаменатель: отрицательное × положительное = отрицательное;

Дробь: отрицательное / отрицательное = положительное.

  • На интервале (0.5,1), возьмем y=0.75:

(y+1)>0,(y0.5)>0,(y1)<0,(2y+1)>0.

Числитель: положительное × положительное = положительное;

Знаменатель: отрицательное × положительное = отрицательное;

Дробь: положительное / отрицательное = отрицательное.

  • На интервале y>1, возьмем y=2:

(y+1)>0,(y0.5)>0,(y1)>0,(2y+1)>0.

Числитель: положительное × положительное = положительное;

Знаменатель: положительное × положительное = положительное;

Дробь: положительное / положительное = положительное.

Шаг 14. Итог: где дробь отрицательна?

Дробь отрицательна только на интервале:

(0.5,1).

Шаг 15. Проверка точки y=1 и y=0.5

Так как в точках 1 и 0.5 числитель равен 0, функция равна 0 и неравенство строгое, значит эти точки не включаются.

Шаг 16. Проверяем точки разрыва знаменателя y=1 и y=0.5

В этих точках выражение не определено, поэтому они исключаются из решения.

Шаг 17. Подытоживаем решение по y

Из предыдущих рассуждений получается, что

0.5<y<1.

Шаг 18. Возвращаемся к переменной x

По определению:

y=logax,

значит

0.5<logax<1.

Шаг 19. Переводим логарифмические неравенства в показательные

Это зависит от основания логарифма a:

  • Если a>1, то логарифмическая функция возрастает, следовательно неравенство сохраняет знак:

a0.5<x<a1,

то есть

a<x<a.

  • Если 0<a<1, то логарифмическая функция убывает, поэтому неравенство меняет знак:

a0.5>x>a1,

то есть

a<x<a.

Шаг 20. Проверяем исключения из области определения

Исключены из области определения значения

x=a,

и

x=a12=1a.

Эти точки не входят в ответ, так как делают знаменатели равными нулю.

Шаг 21. Вспоминаем второй интервал из условия (указанный в изначальном решении)

В исходном решении были найдены два интервала:

1<y<0.5и0.5<y<1,

после уточнения знаков дроби мы видим, что только интервал 0.5<y<1 даёт отрицательное значение неравенства.

Однако давайте проверим внимательно:

Ранее при вычислении знаков на интервале (1,0.5) дробь оказалась положительной. Значит этот интервал не входит в решение.

Итоговое решение:

{a<x<a,если a>1;a<x<a,если 0<a<1.



Общая оценка
4.7 / 5
Комментарии
Другие предметы
Алгебра
10-10 класс