Учебник «Алгебра» для 10-11 классов под авторством Алимова – это один из наиболее популярных и широко используемых учебных пособий для старшеклассников. Он заслужил признание как среди учителей, так и среди учеников благодаря своей структурированности, доступности изложения и качественной проработке материала.
ГДЗ по Алгебре 10-11 Класс Номер 1395 Алимов — Подробные Ответы
При каких значениях х выражение lg (x2 + 8x + 15) не имеет смысла?
Выражение:
;
Не имеет смысла при:
;
, тогда:
и ;
;
;
Ответ: при .
Задача требует найти область допустимых значений для выражения:
Шаг 1: Условия, при которых логарифм имеет смысл
Логарифм может быть определён только для положительных чисел. То есть, для того чтобы логарифм был определён, выражение под логарифмом должно быть строго больше нуля:
Шаг 2: Решение неравенства
Мы должны решить неравенство . Для этого начнем с нахождения корней соответствующего квадратного уравнения:
Используем дискриминант для нахождения корней. Дискриминант для квадратного уравнения вычисляется по формуле:
Подставляем значения , , :
Корни уравнения находятся по формуле:
Подставляем значения:
Таким образом, у нас есть корни и .
Шаг 3: Исследование знака выражения
Теперь нам нужно исследовать знак выражения на промежутках, разделённых найденными корнями и . Разбиение на интервалы будет следующим:
Мы можем подставить тестовые значения в каждый из этих интервалов, чтобы определить знак выражения.
Для интервала , например, подставим :
Знак положительный.
Для интервала , например, подставим :
Знак отрицательный.
Для интервала , например, подставим :
Знак положительный.
Теперь у нас есть следующая информация о знаке выражения :
- на интервале выражение положительное,
- на интервале выражение отрицательное,
- на интервале выражение положительное.
Таким образом, выражение будет положительным на интервалах и , и отрицательным на интервале .
Шаг 4: Подбор области допустимых значений
Чтобы логарифм был определён, нам нужно, чтобы , то есть, выражение должно быть положительным. Следовательно, область допустимых значений будет .
Однако, мы должны также учитывать дополнительное условие задачи:
Шаг 5: Решение нового неравенства
Решим неравенство . Найдем корни этого неравенства:
Корни: и .
Рассмотрим знаки на интервалах:
- Для интервала , например, подставим :
Знак положительный.
- Для интервала , например, подставим :
Знак отрицательный.
- Для интервала , например, подставим :
Знак положительный.
Таким образом, неравенство выполняется на интервале .
Шаг 6: Итоговое решение
Объединяя оба условия (условие логарифма и неравенство), получаем:
- Логарифм имеет смысл на интервалах ,
- Неравенство выполняется на интервале .
Таким образом, область допустимых значений для данного выражения:
Ответ: .